Per aspera ad penem
"Дженис Джоплин однажды сказала мне, что не хотела бы стать Мадонной.
Она знала всё и предпочла умереть молодой..." - однажды было спето гражданином Макаревичем. Нет, без претензий к творчеству: парень мною лично многоуважаемый, и "Машина Времени" всегда была одной из любимых групп. Но очень режут слух подобные фразы

@музыка: Amon Tobin - 'Easy Moffin'

@темы: Актуально-насущно. Вопросы

Комментарии
08.11.2007 в 17:03

"..заходите к нам на Рагнарёк.."
А я предлагаю для начала разобраться, кого считать гением? Не кто поимённо претендует на звание, а каковы признаки гения? Что брать за единицу гениальности?
Вот смотри, возьмём классику. С чего вдруг она классикой стала, образцом, тсзть? Имхо, за счёт общедоступности своей. Общедоступность в данном контексте - это не простота изложения, а скорее присутствие неких общих моментов, благодаря которым читатель/слушатель/зритель может без особенных потерь примерить на себя роль одного из персонажей. Наличие обощения, абстракции, описание ситуаций/размышлений, которые могут случиться с каждым. Знаменитые кинговские "скелеты в шкафу".
Помнишь фильм с вышеупомянутым Макаревичем? (напомни, кстати, склеротику, как он назывался..=)) На худсовете он поёт песню "Вагонные споры - последнее дело..", а худсовет ему претензии: непонятно, мол, о чём песня.. кто едет, куда, зачем.. вот то ли дело - "на недельку до второго я уеду в Комарово", всё понятно.. а у вас, мол, ерунда какая-то..
Тем не менее, готова поспорить, что у творчества Макаревича поклонников больше, чем у "комаровского" шлягера. Потому что - абстрактно. Потому что лично я вольна ассоциировать себя и с первым, и со вторым, и с поездом - на выбор, по настроению.
Так вот, чем меньше навязывания авторского взгляда на ситуацию - тем большее количество людей оценит положительно. Шекспир. "Быть или не быть?" - классический вопрос, коим хотя бы раз в жизни задаётся каждый, пусть бы и в разных контекстах. Не буду больше "размазывать белую кашу по чистому столу", основная мысль, полагаю, понятна.
Теперь собственно о транспортных средствах в иную реальность. Алкоголь, наркотики и/или психические отклонения. Любое из средств у человека талантливого, с обострённым мировосприятием, расширяет границы сознания, делая это мировосприятие ещё острее, видоизменяя его. Беглец получает в ощущениях мира гораздо больше, чем можно уместить в слова/ноты/краски, но не попытаться выразить свои переживания вербально/визуально/аудиально - практически невыносимо. Этот конфликт заставляет выражаться через образы. А образы - по определению абстрактны. В итоге - см.выше =)
Разумеется, сие справедливо только для людей с изначально мощным творческим потенциалом. Если не дано - обкурится до позеленения, но ничего стоящего из себя выдавить не сможет.
Всё вышеизложенное - имха имхейшая, без претензий на абсолютную истину =)

ps: я тебе сегодня весь блог зафлудила.. прости =)
13.11.2007 в 19:28

Per aspera ad penem
А я предлагаю для начала разобраться, кого считать гением? Что брать за единицу гениальности?
Ничего. Гениальность - состояние ума, интеллекта, осознание чьей-то гениальности - больше состояние души. Оно редко подвергается четким формулировкам.

Вот смотри, возьмём классику. С чего вдруг она классикой стала, образцом, тсзть?
Далеко не вся. Многие сходятся во мнении, что, скажем, Антонио Вивальди был смаым обычным попсовым композитором, каким сегодня может быть, например, Игорь Крутой или Игорь Николаев. Только тогда уровень, требования и музыкальные направления были несколько ины, посему та попса так кардинально отличается от нынешней, рядом с которой не стоят даже всякие сладкие рокерюшечки 60-х, кои нынче тоже классика, а по сути - такая же бестолковая попса. Битлз, например. Ранний :)

Помнишь фильм с вышеупомянутым Макаревичем? (напомни, кстати, склеротику, как он назывался..=))
Кажется, "Пока горит свеча", или нет? Я тоже не помню :)

непонятно, мол, о чём песня.. кто едет, куда, зачем.. вот то ли дело - "на недельку до второго я уеду в Комарово", всё понятно..
Учитывай реалии того времени. Помнишь "Покровские ворота"? Козакову позже предъявляли претензии: почему у вас в финале мотоцикл куда-то летит, куда он летит? В Америку или, может быть, в Израиль?

Тем не менее, готова поспорить, что у творчества Макаревича поклонников больше, чем у "комаровского" шлягера.
Хм, здесь я настроен скептически. По крайней мере, на одинаковое количество поклонников соглашусь, потому "Комарово" с удовольствием поют и на рокерских тусах, и на попсовых, и на ретро-дискотеках. Хит сей действительно вечен, потому что прост, как веник, непритязателен, как стенка, и приятен на слух. Так же вечны и Битлз.

Потому что - абстрактно. Потому что лично я вольна ассоциировать себя и с первым, и со вторым, и с поездом - на выбор, по настроению.
Абстракция не признак простоты. А значит - общедоступности. Наоборот, чем более абстрактно искусство, тем меньшее количество избранных и понимающих являются его поклонниками. Ведь понимающие избранные вполне могут находить источник наслаждения в музыке той же "Виагры" (я исключительно про песни), но я очень редко видал людей, у которых попс в приоритете, и при этом они являлись ценителями какого-нибудь Сальвадора Дали или читали Камю с Кизи. Да хотя бы просто Кастанеду...
Но при этом вовсе не обязательно, чтобы понимающие избранные ценили Камю и Кизи. Что касается творчества, то всегда надо учитывать не только интеллектуальный уровень, но и вкусы. Я пытался как-то прочесть и "гнездо кукушки", и еще что-то подобное - не, "Гарри Поттер" больше заворожил. Но при этом не соглашусь, если кто-то скажет, что мой уровень развития низок, как плинтус.

Любое из средств у человека талантливого, с обострённым мировосприятием, расширяет границы сознания, делая это мировосприятие ещё острее, видоизменяя его.
Но далеко не всем дано умение отличить открытые двери от окон на высоких этажах, и выходя в эти окна, они пропадают.

Беглец получает в ощущениях мира гораздо больше, чем можно уместить в слова/ноты/краски, но не попытаться выразить свои переживания вербально/визуально/аудиально - практически невыносимо.
А что такое "беглец"? От кого/чего он бежит и видит ли путь? Вернее, знает ли? Как показывает практика, большей частью "бегает" т.н. "богема", люди с облаков, мечтатели и творители... То етсь, те, кто редко умеет как следует работать и выражать свои желания и мысли. таковыми были в большинстве своем шестидесятники, которые плакали на всю страну, что их притесняют, не дают самовыражаться. На это можно привести слова одного былого гебиста, коему я как-то задал вопрос на эту тему: "Никого никто не притеснял, - говорил он. - Свобода творчества была такой же, как и везде. То, что Хрущев там на что-то бульдозеры пустил, ты на это не смотри - подпольные выставки всяких художников и концерты работали постоянно, их же никто не закрывал, хотя про них знали. Но если бы при этом думали не только об одних своих картинках и книжках, а еще о работе, о том, что действительно надо, но ведь этого не было. Я самолично рвал и сжигал рисунки, гитары ломал и принимал участия в допросах с пристрастием, но отнюдь не по причине жестокости режима, а просто со злости на этих лентяев, которые не умели работать, и не хотели вообще ничего делать. А когда им говорили, что надо работать для страны, для семьи, для народа, они воспринимали это как притеснения" (на этих словах я думал, что он на меня бросится, с таким жаром шумел :))
Я все это о том, что по моему глубокому убеждению стимуляторы необходимы авторам, творчески не очень состоятельным. Как парень с сексуальным расстройством, у которого без водки не стоит. Было сказано, под чем так же расписываюсь: "Если в душе не хватает, то ничем не восполнишь". В волшебный мир фантазии и так открыта дорога, просто кто-то не умеет или просто ленится ее увидеть. А люди с мощным творческим потенциалом смогут и без курева - если их задача сотворить, а не просто обдуться. Беда в том, что многие, прикрываясь словами о поиске чего-либо и взывая к теням великих, стремятся просто банально нарезаться.

ps: я тебе сегодня весь блог зафлудила.. прости =)
Не страшно, ты в последнее время единственная, кто здесь это делает :)
13.11.2007 в 21:52

"..заходите к нам на Рагнарёк.."
Ничего. Гениальность - состояние ума, интеллекта, осознание чьей-то гениальности - больше состояние души. Оно редко подвергается четким формулировкам.
Ага. Хорошо, сформулируем иначе =)
Каковы некие общие признаки состояния осознания гениальности чего-либо?
Каковы причины возникновения этих ощущений?

А что такое "беглец"?
Беглец от "надоевшей реальности, где его утончённую натуру никто не понимает" =)

А люди с мощным творческим потенциалом смогут и без курева - если их задача сотворить, а не просто обдуться. Беда в том, что многие, прикрываясь словами о поиске чего-либо и взывая к теням великих, стремятся просто банально нарезаться.
Категорически согласна =) Могут. Значит, что получается: гениев среди алкоголиков/наркоманов нет, вместо них есть неуравновешенные люди, "бегущие" от реальности? или же пристрастие к средствам изменения сознания - результат распущенности от доступности? (поясню цепочку: сначала несколько гениальных творений, принёсших деньги и славу, потом осознание, что лучшего не осилить и побег за новыми ощущениями(благо есть на что) и от случившейся творческой импотенции, а в результате удачной охоты ещё несколько гениальных творений и круг замыкается)
Хотя тут у меня есть вопросы. Давай не пойдём в европии, давай пошарим поближе =)
Высоцкий: употреблял всё, что было доступно в его времени.
Башлачёв: не увлекался до патологии ничем, но тем не менее итог мы знаем.
В мощности творческого потенциала сомневаться не приходится ни в первом, ни во втором случае.
Что здесь? Невозможность самовыразиться? Одиночество? Или всё много проще, человеческий фактор, тсзть?
И ещё вопросы. Награждение званием Гения(или иного высокого звания) безвременно ушедших талантов - а не пахнет ли "некрофилией"? А что думали современники и соотечественники того же Джима о его творчестве? А сколь велика была бы армия "киноманов", если бы Цой выходил на сцену по сей день? Так не надумано ли вообще понятие гениальности?
Вот приду я в сообщество любителей русской литературы и скажу: Пушкин и Толстой - графоманы.
На меня спустят всех собак (можете начинать, я действительно так считаю))), скажут, что я нифига не понимаю в классике итп, но - только один, может быть, из сотни сможет объяснить, в чём гениальность и чего я не понимаю на самом деле..
Это всё к тому же вопросу: каковы причины, побуждающие нас считать то или иное творение гениальным? Близость его собственному духу? Значит, гениальность - субъективна? Тогда откуда всемирнопризнанные гении беруться? Может, вопрос раскрутки?..
Одни вопросы, в общем..

14.11.2007 в 00:14

"..заходите к нам на Рагнарёк.."
Подключила маменьку к общению на тему =)
Примерный результат: понятие "единицы гениальности", скорее всего, таки есть, и в состав этой единицы входят (кроме таланта, который сам по себе подразумевается) - уровень популярности в массах, проверка временем, наверное, что-то ещё, но что - пока не выяснили..
И что касаемо популярности (мы не говорим о ласковых маях - они под второй пункт уже не попали), долго думали, но таки обозначили так: сумма субъективных восприятий, по разным субъективным же причинам сходящихся в положительном мнении о таланте творца. Расшифровываю: есть некое произведение, в коем присутствует описание различных сторон жизни некоего вымышленного героя - чем больше сторон жизни, эмоций, ситуаций освещено или чем они более общие (то, что в народе называют - "жизненные"), тем больше вероятность, что кто-то найдёт в нём нечто близкое себе, и тем больше вероятность, что этих "кто-тов" будет больше, соответственно и популярность выше. Говоря об общедоступности и некоторой аббстрактности, я имела ввиду именно это. НО: для заключения о таланте это справедливо лишь в случае удачно пройденной проверки временем =) (бишь, опять же не говорим об "однодневках" и прочей "жвачке", у коих популярность будет велика, но коротка)
По поводу "комарова": видимо, это та самая недоступная мне категория гениальности, как Пушкин и Толстой =))

Это не ответ на все вопросы, это более чётко (надеюсь) сформулированное предположение о.
14.11.2007 в 00:22

"..заходите к нам на Рагнарёк.."
А касаемо главного вопроса (зачем они, гении, пьют и пр.), возникла вот ещё какая версия:
человек, талантливый от природы, НЕ писать (стихи/музыку/картины - не важно) НЕ может..
НО: писать лишь для себя, "в стол", он тоже не может.. значит, нужно кому-то показать своё творчество.. а учитывая, что таланту практически всегда сопутствует обострённое мироощущение ("..поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои больные души.."), возникает внутренний конфликт: с одной стороны - ему очень нужно, чтобы его услышали, с другой - возникает страх быть понятым не так или не понятым вовсе.. средства изменения сознания, предположительно, помогают ему расслабиться, раскрепоститься и всё же посметь выставить на обозрение своё творчество..
О! отсюда ещё одна составляющая "единицы гениальности" - искренность =)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии