Я еще не видел "Тараса Бульбу". В один момент было принято решение не осквернять зрение и сознание очередной патриотической сагой, от которой, как мне показалось, не просто веет, а прямо таки ураганит политическим заказом. Фильм можно воспринять как попытку примирения российского и украинского народов, замаксированную очень кстати подвернувшимся днем рождения Гоголя. А можно и наоборот, как демонстрацию хохлам всей москальской воли - нечего, мол, все равно по-нашему будет. Замаскированную все тем же юбилеем автора. Впрочем, эти странные идеи появлялись только по просмотру рекламных роликов, по которым о целом фильме судить нельзя. Поэтому, может быть, все-таки и посмотрю. Но с другой стороны народ очень успешно обучен и привычен во всем видеть скрытый подтекст, поэтому даже не знаю, смогу ли я отделаться от ощущения "заказанности" фильма.
Хотелось бы услышать мнения видевших кинопроизведение. Вот рецензия на него музыканта Дмитрия Черевко из ансамбля "Drolls":
читать дальше
Я очень надеялся, что режиссер, снявший "Собачье сердце" порадует. Особенно после катастрофичекого провального сериала "Мастер и Маргарита". Что сказать? Порадовал. Бортко вообще педант по отношению к авторскому тексту. Вот и здесь он очень скурпулезно следует книге. Иногда это неуместно (для фильма). В сцене битвы, все гибнущие казаки перед смертью произносят пламенную речь о русской земле. В книге это эпично, а вот в кино... Ненатурально что ли. Ну не верю я, что человек, которого подняли на копья может вообще хоть что-то членораздельное сказать, а уж тем более небольшой патриотический спич. Очень надоели за фильм крупные планы колото-резаных ран. Они все одинаковые, может вообще одни и те же. Отличаются так: у поляков клинок режет сукно, у казака - голую кожу или свитку. Достало, если честно.
Очень хороший подбор актеров. Это да. Богдан Ступка вообще стопроцентов на своем месте. Сыновья его, казаки, поляки - очень удачно!
При всем при этом, Бортко отказался от эпоса. Казаки у него одназначно положительные, идейные, патриотичные. А то что на вид пропойцы и шебутные, так что же? Вольница ведь! Поляки - сволочи, смакуют пытки и истязания, поделом им, словом. А ведь у Гоголя-то целые страницы посвящены "вольностям" запорожцев. Там и младенцы на пиках, и сожженные с прихожанами костелы и пр и пр. В фильме этого нет. То есть там горят иногда какие-то западнообразные дома и голос за кадром сообщает, что Польша в страхе. Но это заслуженная кара за злодеяния и все тут! То есть при внешем варварстве запорожцев, настоящими варварами предстают поляки. Шире - весь Запад.
Слово Украйна звучит за весь фильм два раза и то мельком. Во всех иных случаях - Русь, Русская Земля, русский, православный, христианский. Ну что же? И у автора так. С этим не поспоришь. Не было украинцев ни в 16 веке ни в 17м. Только в конце 19-го придумали мову. За это думаю, фильм очень будут ругать различные свидомые националисты. А уж поляки! Впрочем, им не привыкать.
Гоголя очень ругали за антисемитизм. В Тарасе его особенно много. А вот в фильме мягче. Погром "жидов" ограничен захватом шинка (напомню, в книге всех попавшихся под руку евреев утопили в Днепре, уцелел один Янкель). В фильме его играет замечательный актер (не знаю как зовут, он иград в фильме "Окно в париж"). Нормальный такой еврей, выживает как может.
История Андрия с паненкой очень развернута и тут режиссер навыдумывал всякого. В конце фильма полька рожает сына и умирает при родах.
Словом, фильм считаю достойный, посмотрю потом на диске поспокойнее.
PS
Есть одна сцена, она меня пробила чуть не до слез. Тарас вспоминает рождение младшего сына Андрия. Где-то в поле на телеге у реки отец принимает роды и тотчас бежит к реке, окунает младенца в воду, крестит его. А рядом стоит старший сын, ему лет пять. И Тарас отдает кроху на руки брату и обнимает их обоих. За всю сцену ни слова. Но как сильно!
@темы:
рецензии,
Актуально-насущно. Вопросы,
Кино