Per aspera ad penem
Вчера посетил мероприятие. Впечатлен.
Статья о событии с видео-иллюстрацией
КУСОЧЕК АМЕРИКИ В РУССКОЙ ВОДЕ
Уже несколько дней на набережной Онежского озера можно наблюдать ставшее уже традиционным для летнего Петрозаводска событие. На поляне мастеров развернулись большие тенты, под которыми происходит строительство традиционных лодок.
Международный молодежный проект по развитию национального деревянного судостроения «Лодки» реализуется в столице Карелии уже в течение трех лет. Главной целью проекта является возрождение и сохранение традиционных технологий деревянного судостроения, обучение традиционным технологиям молодого поколения. Также возможное включение карельского будущего фестиваля в систему международных морских мероприятий пропагандирует малое национальное деревянное судостроение в Карелии и привнесет новую свежую струю в дело всемирного возрождения морских традиций.
Летом следующего года в Петрозаводске планируется провести Морской молодежный фестиваль. Строительство лодок на онежской набережной является своего рода подготовкой к нему. Участниками этого проекта становятся международные некоммерческие организации, поддерживающие малое деревянное судостроение, организаторы морских фестивалей, учебные заведения, где молодому поколению будет передаваться опыт веков.
Традиционно в День города в Петрозаводске на воду спускаются лодки, построенные не только карельскими, но и зарубежными судостроителями. В столицу Карелии уже приезжали специалисты и студенты из различных европейских стран, и руками таких международных молодежных команд были построены две лодки класса «Фофан» и одна лодка «Кижанка». Все суда переданы и эксплуатируются участниками молодежной организации «Скауты Карелии». В рамках нынешнего этапа проекта планируется также строительство лодки «Фофан» силами международной молодежной команды из Петрозаводска и германского города Тюбингена.
Но главной особенностью этого года стало присутствие гостей из Америки, из города Дулут, давно являющегося побратимом Петрозаводска. Причем настоящих индейцев, коренного населения американского континента, которые прибыли из-за океана, чтобы сделать традиционное индейское каноэ и запустить его в День города по карельской воде. В минувший четверг на судостроительном полигоне Джефф Савадж из племени Аничинаби, или Чипуа, под которым именем они больше известны в мире, проводил мастер-класс для желающих.
Создание любого плавсредства – процесс трудоемкий, и каноэ не является исключением. Делается оно из бересты. Береста сопровождает каждого Чипуа всю его жизнь, в древности их даже назвали «берестяными людьми». Из коры белого дерева делались колыбели и ванны для купания, посуда и прочая утварь, дома, каноэ и когда индеец умирал, его тоже заворачивали в бересту и хоронили в таком берестяном гробу. Для создания каноэ кору с березы снимают в самом начале лета, когда это безопасно для дерева.
Джефф Савадж работает директором музея племени. Часто туда приходят школьники, просто посетители, и для них устраиваются обучающие классы – их учат работать с деревом, с берестой, из которой плетут различные поделки, в том числе и традиционное каноэ. Это актуально, поскольку, как рассказала студентка из американской делегации Кира Джо Патрик, индианка из племени Джибуэй, сейчас многое забыто, молодежь утратила множество навыков и традиций. В Америке идет серьезная работа по возрождению древних ремесел, традиционных языков, и со своими достижениями они знакомят другие народы. В частности, в этом году американцы приехали к нам в Карелию продемонстрировать и научить, и, возможно, перенять какой-либо опыт судостроительства у нас.
– Я видел русские лодки, – сказал Джефф Савадж, – они мне показались очень интересными. Я бы хотел остаться здесь подольше и посмотреть на процесс, потому что можно узнать много нового.
Согласна с ним и Кира:
– Интересно, как лодки сделаны, как вы гнете дерево, и как они держатся на воде. Очень хочется посмотреть на конечный результат.
Конечный результат можно будет увидеть в день города 30 июня, когда все лодки будут торжественно спущены на воду. А пока можно полюбоваться на процесс создания, который, пожалуй, даже более интересен.
Материалы индейцы привезли свой, потому что в распоряжении их всего 10 дней, и за это время надо успеть сделать крепкое качественное каноэ. Хотя местные материалы тоже сгодились бы:
– Климат здесь почти такой же, как и у нас, – сказал Джефф Савадж. – Отличий не много, растут такие же березы. Мы здесь как дома. Мы все берем из леса, от природы, и делаем вещи своими руками.
Пока просыхал клей, скрепивший основу для будущего каноэ, Джефф устроил небольшой концерт для собравшихся, параллельно рассказывая о процессе создания каноэ. На земле ждала своего часа длинная полоса бересты, снятая с дерева в прошлом году специально для создания этой лодки здесь, в Карелии. Ее периодически поливали горячей водой, и поднимающиеся клубы пара обволакивали колоритного индейца, поющего под аккомпанемент шаманского бубна древние песни Аничинаби, создавая эффект какой-то обрядовости.
Песни у Джеффа были тоже не простые: не стилизованные, а подлинные, из глубины веков. Современные индейцы поют любые песни, свои или чужие, а Джефф Савадж специализируется на творческом наследии своего племени, старается сохранить его в том виде, в котором оно бытовало в течение тысячелетий. Песни не имеют слов, но те необычные певучие звуки под ритм бубна по традиции надо уметь точно повторять так, как в древности. Как рассказал американский гость, песни сопровождают любое событие в жизни Чипуа. Есть у них тайные песни, не для лишних ушей, свадебные, любовные и даже для больших празднований и для веселых застолий.
Еще чуть больше недели на набережной Онежского озера на Поляне мастеров в режиме реального времени можно наблюдать процесс создания традиционного каноэ Чипуа, не претерпевшего изменений на протяжении тысячелетий. А 30 июня в День города американская лодка и традиционный русский «Фофан» разрежут водную гладь русского озера.
Статья о событии с видео-иллюстрацией
КУСОЧЕК АМЕРИКИ В РУССКОЙ ВОДЕ
Уже несколько дней на набережной Онежского озера можно наблюдать ставшее уже традиционным для летнего Петрозаводска событие. На поляне мастеров развернулись большие тенты, под которыми происходит строительство традиционных лодок.
Международный молодежный проект по развитию национального деревянного судостроения «Лодки» реализуется в столице Карелии уже в течение трех лет. Главной целью проекта является возрождение и сохранение традиционных технологий деревянного судостроения, обучение традиционным технологиям молодого поколения. Также возможное включение карельского будущего фестиваля в систему международных морских мероприятий пропагандирует малое национальное деревянное судостроение в Карелии и привнесет новую свежую струю в дело всемирного возрождения морских традиций.
Летом следующего года в Петрозаводске планируется провести Морской молодежный фестиваль. Строительство лодок на онежской набережной является своего рода подготовкой к нему. Участниками этого проекта становятся международные некоммерческие организации, поддерживающие малое деревянное судостроение, организаторы морских фестивалей, учебные заведения, где молодому поколению будет передаваться опыт веков.
Традиционно в День города в Петрозаводске на воду спускаются лодки, построенные не только карельскими, но и зарубежными судостроителями. В столицу Карелии уже приезжали специалисты и студенты из различных европейских стран, и руками таких международных молодежных команд были построены две лодки класса «Фофан» и одна лодка «Кижанка». Все суда переданы и эксплуатируются участниками молодежной организации «Скауты Карелии». В рамках нынешнего этапа проекта планируется также строительство лодки «Фофан» силами международной молодежной команды из Петрозаводска и германского города Тюбингена.
Но главной особенностью этого года стало присутствие гостей из Америки, из города Дулут, давно являющегося побратимом Петрозаводска. Причем настоящих индейцев, коренного населения американского континента, которые прибыли из-за океана, чтобы сделать традиционное индейское каноэ и запустить его в День города по карельской воде. В минувший четверг на судостроительном полигоне Джефф Савадж из племени Аничинаби, или Чипуа, под которым именем они больше известны в мире, проводил мастер-класс для желающих.
Создание любого плавсредства – процесс трудоемкий, и каноэ не является исключением. Делается оно из бересты. Береста сопровождает каждого Чипуа всю его жизнь, в древности их даже назвали «берестяными людьми». Из коры белого дерева делались колыбели и ванны для купания, посуда и прочая утварь, дома, каноэ и когда индеец умирал, его тоже заворачивали в бересту и хоронили в таком берестяном гробу. Для создания каноэ кору с березы снимают в самом начале лета, когда это безопасно для дерева.
Джефф Савадж работает директором музея племени. Часто туда приходят школьники, просто посетители, и для них устраиваются обучающие классы – их учат работать с деревом, с берестой, из которой плетут различные поделки, в том числе и традиционное каноэ. Это актуально, поскольку, как рассказала студентка из американской делегации Кира Джо Патрик, индианка из племени Джибуэй, сейчас многое забыто, молодежь утратила множество навыков и традиций. В Америке идет серьезная работа по возрождению древних ремесел, традиционных языков, и со своими достижениями они знакомят другие народы. В частности, в этом году американцы приехали к нам в Карелию продемонстрировать и научить, и, возможно, перенять какой-либо опыт судостроительства у нас.
– Я видел русские лодки, – сказал Джефф Савадж, – они мне показались очень интересными. Я бы хотел остаться здесь подольше и посмотреть на процесс, потому что можно узнать много нового.
Согласна с ним и Кира:
– Интересно, как лодки сделаны, как вы гнете дерево, и как они держатся на воде. Очень хочется посмотреть на конечный результат.
Конечный результат можно будет увидеть в день города 30 июня, когда все лодки будут торжественно спущены на воду. А пока можно полюбоваться на процесс создания, который, пожалуй, даже более интересен.
Материалы индейцы привезли свой, потому что в распоряжении их всего 10 дней, и за это время надо успеть сделать крепкое качественное каноэ. Хотя местные материалы тоже сгодились бы:
– Климат здесь почти такой же, как и у нас, – сказал Джефф Савадж. – Отличий не много, растут такие же березы. Мы здесь как дома. Мы все берем из леса, от природы, и делаем вещи своими руками.
Пока просыхал клей, скрепивший основу для будущего каноэ, Джефф устроил небольшой концерт для собравшихся, параллельно рассказывая о процессе создания каноэ. На земле ждала своего часа длинная полоса бересты, снятая с дерева в прошлом году специально для создания этой лодки здесь, в Карелии. Ее периодически поливали горячей водой, и поднимающиеся клубы пара обволакивали колоритного индейца, поющего под аккомпанемент шаманского бубна древние песни Аничинаби, создавая эффект какой-то обрядовости.
Песни у Джеффа были тоже не простые: не стилизованные, а подлинные, из глубины веков. Современные индейцы поют любые песни, свои или чужие, а Джефф Савадж специализируется на творческом наследии своего племени, старается сохранить его в том виде, в котором оно бытовало в течение тысячелетий. Песни не имеют слов, но те необычные певучие звуки под ритм бубна по традиции надо уметь точно повторять так, как в древности. Как рассказал американский гость, песни сопровождают любое событие в жизни Чипуа. Есть у них тайные песни, не для лишних ушей, свадебные, любовные и даже для больших празднований и для веселых застолий.
Еще чуть больше недели на набережной Онежского озера на Поляне мастеров в режиме реального времени можно наблюдать процесс создания традиционного каноэ Чипуа, не претерпевшего изменений на протяжении тысячелетий. А 30 июня в День города американская лодка и традиционный русский «Фофан» разрежут водную гладь русского озера.