Per aspera ad penem

Это одна из самых ярких достопримечательностей города. Она расположена на небольшом мысу на побережье Онежского озера. Когда-то, в 1774 году, здесь стояла деревня, давшая название будущему городу, в который со временем и выросла. Теперь от нее осталась лишь память да эта церковь, годом рождения которой считается именно 1774-й. Примечательно, что это четвертая церковь, поставленная на сем месте. О первой сохранились упоминания от 1563 года. В результате набега шведов, как говорится в писцовых книгах, храм был сожжен, множество крестьян погибли. Второй храм на месте разоренного воздвигли в 1585 году, но и он простоял недолго - смута на пограничье XVI-XVII вв. докатилась и до этих земель, благо недалеко Швеция. Третья версия храма появилась примерно к 1616 году. Ее не смогли уничтожить различные политические невзгоды, но одолело время - обветшала церковь, покосилась, более века простояв на берегу Онего. И вот к 1774 году строители разобрали старушку, дабы не приключилось несчастья, и построили на месте ее новую, которая и стоит здесь по сей день. Спустя 241 год после основания она дождалась гостей из Москвы, Питера, Мурманска и Петрозаводска, прибывших к ней на небольшом автобусе с вайфаем.

Успенка не всегда стояла одинокой на живописном мысу. В 1829 году у нее появилась спутница - колокольня, построенная на средства прихожан. Как видим, как в те времена, так и сегодня православная церковь тщательно соблюдала древние традиции возведения объектов культа на народные пожертвования. Спустя почти 30 лет рядом появилась еще одна постройка - зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Таким образом комплекс в Кондопоге стал похожим на Кижский погост, также состоящий из главного храма, колокольни и зимней церкви. Многие храмовые комплексы в России построены по этому традиционному типу. Но сейчас Успенка, увы, выбыла из их числа, ибо вновь стоит одна, лишенная и колокольни, и зимней церкви. Колокольню разобрали в 1930 году, Рождественскую - в 60-х. Теперь Рождественская церковь, как уже упоминалось ранее, стоит непосредственно в центре города, современная, модная, блистая на солнце светлым сайдингом. Успенская же стала объектом туристическим. Службы здесь проводятся раз в год, в остальное время она работает как музей.
"Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после нее любой звук кажется и слабее, и немощнее", - писал о ней известный архитектор и реставратор Александр Ополовников, который с 1946 года работал в Карелии, изучая русское северное зодчество. Именно он, к слову, стал основоположником основания музея "Кижи". И именно кондопожская Успенская церковь стала его первой работой в Карелии и первой в СССР послевоенной реставрацией памятника всесоюзного значения. Это было летом 1948 года. К тому времени церковь уже 30 лет как находилась под защитой государства: в 1918 году, как ни странно бы это звучало для многих, храм был поставлен под охрану как памятник архитектуры. И службы здесь проводились до 1930 года. Впрочем, забота государства не защитила последнего настоятеля от расстрела в 1937-м. И теперь лишь на исторических фотографиях из финского военного архива видно, как выглядела эта местность в свои лучшие времена.
Читать и смотреть фото