Как много и что именно мы знаем о зарубежных странах? Особенно о тех, в которых не бывали? Если спросить у первого встречного прохожего, скажем, об Австралии, то мы услышим, что там много-много диких кенгуру, а крокодилы ползают по улицам городов, как в России по улицам ходят медведи. В Ирландии все танцуют джигу и пьют в пабах виски, в Израиле все время война и солнце, а в Америке, как мы знаем с подачи сатирика Михаила Задорнова, живут одни лишь уверенные в своем превосходстве невежды. Не говоря уже о знаменитом «Они – тупые!», характеризующем любых чужаков независимо от происхождения.

И все мы дружно смеемся над стереотипами иностранцев относительно России. Потому что пьянство присуще любой стране, очередей за хлебом нет, и даже страны под названием СССР давно не существует, хотя об этом, случается, забывают. И такие стереотипы очень часто служат основой взаимоотношений, часто негативных. Развенчать различные мифы относительно наших зарубежных собратьев была призвана акция «Мы ломаем стереотипы», прошедшая в Петрозаводском педагогическом училище в минувший вторник.

Гости из Польши, Ирландии, Австралии, Голландии встречались со студентами Петрозаводского госуниверситета. Встреча проходила в виде игры: ребята искали себе пару согласно условиям на специальных карточках, и таким образом происходило знакомство. Потом на бумажных листах писали мнение о стране, из которой прибыл тот или иной человек, а в конце обсуждали причины возникновения тех или иных стереотипов.

Почему Австралия считается страной одних лишь кенгуру и крокодилов, и мало кто знает о сиднейском Оперном театре, являющим собой верх архитектурного искусства на данный момент? Почему Ирландия предстает пред миром исключительно как страна пабов, где все поголовно пьют виски, носят юбки и играют на волынках? Голландия, по мнению большинства – страна наркоманов, Япония – трудоголиков, а Германия – это пиво и дисциплина. Так сложилось исторически. Один человек о другом быстрее запомнит что-то яркое и необычное, нехарактерное для самого себя, как говорят психологи. Также и о России мир думает, как о стране водки, русской рулетки, вечной зимы и повальной бедности.

Ирландец Киран Фицгиббон считал, что в России не слишком жалуют англичан и ирландцев, а сами русские – народ спокойный, неэмоциональный. Оказалось, все не совсем так. А его земляк Вильям ехал в Россию, чтобы поесть борща, выпить водки и купить матрешку.

– В России у всех дома есть матрешки? – спросил он и очень удивился, когда получил отрицательный ответ. – А самовар? – спрашивает вновь.

Вот самовары есть у многих. И водку многие пьют. От борща же гость из Ирландии остался в полном восторге. В этих трех деталях, по его мнению, и заключается таинственная русская душа. Приходится проводить ликбез, что самоварами в России начали пользоваться лишь в 18 веке, а борщ – пища не русская, а украинская. Следом идет дополнительная лекция о том, что разница между украинцем и русским примерно та же, как между американцем и англичанином. Впрочем, для кого-то и эти два народа одно и то же.

Восторги ирландцев по поводу нашей страны разделяет и полька Магда Шнопска:

– Россия очень приятная страна, я здесь уже второй раз. Три недели в Петрозаводске, и жаль, что скоро уезжать: когда хорошо, время очень быстро летит.

Наверное, поэтому, что здесь хорошо, Магда весьма сносно говорит по-русски: ведь язык не понравившейся страны вряд ли кто станет учить.

Можно сказать, что развенчание мифов и стереотипов прошло успешно. Жаль только, что произошло это среди нескольких наиболее грамотных представителей своих народов. Часто происходит так, что убежденные в своей правоте люди попросту не верят тем, кто пытается мифы развенчать. Это зависит вовсе не от национального признака, а от обычной безграмотности. Если человек плохо учился в школе, будь то русский или американец, он всегда будет соответствовать задорновскому «Они – тупые!» и подтверждать сложившиеся стереотипы о своей стране.