Hordan Kor
Per aspera ad penem
Церковь Успения Божьей МатериПродолжая рассказ о нашем путешествии по северо-западным ГЭС, невозможно не упомянуть о первом объекте, не относящемся к сфере энергетики - Успенской церкви в Кондопоге. Поправочка: для меня первом, ибо я, как уже упомянул, присоединился к коллективу в Петрозаводске. Для остальных участников энергокруиза первым стали непосредственно петрозаводский исторический квартал, набережная и Губернаторский парк. Но для меня это все - родные просторы, повседневная жизнь, поэтому не столь часто замечаю их красоту, привыкнув к ней настолько, что нечто уникальное становится бытом. Зато многочисленные мелочи в других городах и местах сразу же цепляют взгляд. Например, кондопожская церковь Успения Божьей Матери.

Это одна из самых ярких достопримечательностей города. Она расположена на небольшом мысу на побережье Онежского озера. Когда-то, в 1774 году, здесь стояла деревня, давшая название будущему городу, в который со временем и выросла. Теперь от нее осталась лишь память да эта церковь, годом рождения которой считается именно 1774-й. Примечательно, что это четвертая церковь, поставленная на сем месте. О первой сохранились упоминания от 1563 года. В результате набега шведов, как говорится в писцовых книгах, храм был сожжен, множество крестьян погибли. Второй храм на месте разоренного воздвигли в 1585 году, но и он простоял недолго - смута на пограничье XVI-XVII вв. докатилась и до этих земель, благо недалеко Швеция. Третья версия храма появилась примерно к 1616 году. Ее не смогли уничтожить различные политические невзгоды, но одолело время - обветшала церковь, покосилась, более века простояв на берегу Онего. И вот к 1774 году строители разобрали старушку, дабы не приключилось несчастья, и построили на месте ее новую, которая и стоит здесь по сей день. Спустя 241 год после основания она дождалась гостей из Москвы, Питера, Мурманска и Петрозаводска, прибывших к ней на небольшом автобусе с вайфаем.

Успенка не всегда стояла одинокой на живописном мысу. В 1829 году у нее появилась спутница - колокольня, построенная на средства прихожан. Как видим, как в те времена, так и сегодня православная церковь тщательно соблюдала древние традиции возведения объектов культа на народные пожертвования. Спустя почти 30 лет рядом появилась еще одна постройка - зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Таким образом комплекс в Кондопоге стал похожим на Кижский погост, также состоящий из главного храма, колокольни и зимней церкви. Многие храмовые комплексы в России построены по этому традиционному типу. Но сейчас Успенка, увы, выбыла из их числа, ибо вновь стоит одна, лишенная и колокольни, и зимней церкви. Колокольню разобрали в 1930 году, Рождественскую - в 60-х. Теперь Рождественская церковь, как уже упоминалось ранее, стоит непосредственно в центре города, современная, модная, блистая на солнце светлым сайдингом. Успенская же стала объектом туристическим. Службы здесь проводятся раз в год, в остальное время она работает как музей.

"Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь - лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после нее любой звук кажется и слабее, и немощнее", - писал о ней известный архитектор и реставратор Александр Ополовников, который с 1946 года работал в Карелии, изучая русское северное зодчество. Именно он, к слову, стал основоположником основания музея "Кижи". И именно кондопожская Успенская церковь стала его первой работой в Карелии и первой в СССР послевоенной реставрацией памятника всесоюзного значения. Это было летом 1948 года. К тому времени церковь уже 30 лет как находилась под защитой государства: в 1918 году, как ни странно бы это звучало для многих, храм был поставлен под охрану как памятник архитектуры. И службы здесь проводились до 1930 года. Впрочем, забота государства не защитила последнего настоятеля от расстрела в 1937-м. И теперь лишь на исторических фотографиях из финского военного архива видно, как выглядела эта местность в свои лучшие времена.




Эта церковь очень напоминает Кижи. Не только внешне, но и по внутреннему убранству. От деревянных стен веет тем же теплом, шершавым духом веков... А на самих стенах красуются автографы посетителей - имена, названия городов.



Интерес для туристов эта церковь представляет не только из-за своей судьбы и длительного исторического пути. Здесь сохранился уникальный иконостас, написанный в стиле барокко, а небо представляет собой композицию "Божественная литургия" с образом Христа в архиерейском одеянии в центральном медальоне, и это единственный образец оной композиции в действующей церкви.




В храм приезжают экскурсии, заходят частные гости. Есть постоянная цена за вход, но калитка открыта, а домик, где по идее должны продавать билеты, закрыт. По крайней мере, при нашем появлении. Однако существует правило - смотрите, фотографируйте, а после положите в церковную казну сколько не жалко. Смотритель по имени Дима рассказал нам историю церкви, продемонстрировал фотографии. Блогеры, привыкшие фиксировать практически любую мелочь, пытались зафиксировать и его на свои фотоаппараты и айфоны, но смотритель оказался скромен - отворачивался и отходил. Впрочем, кому-то удалось уболтать его на пару снимков.

Пока наш коллектив изучал историю и внутреннее убранство храма, сюда прибыла звезда карельской журналистики. Известный телеведущий Александр Тихий, заодно ведущий в сети блог о Карелии, отснял несколько кадров внутри церкви, видимо, для своей очередной телевизионной пятиминутки. Вероятно, она уже выходила в эфир, но я не видел, ибо телевизор не смотрю уже лет шесть. Некоторые из иногородних блогеров с интересом посмотрели на местную звезду, которая, впрочем, для них была не более чем обычным посетителем, как и они сами.



Одни церкви умирают, другие, такое ощущение, живут вечно. Одни - древние мудрые старики, другие - молодые, симпатичные. Эта церковь - спокойная, умудренная годами, но еще молодая женщина. Она немногим младше Преображенской на Кижах, но Преображенка - этакая матрона в традиционном наряде, восседающая во главе стола за семейным ужином на Пасху. А Успенка - крепкая красивая дама средних лет, которая в этот период жизни осталась одна, и приводит в порядок свой дом в ожидании нового предложения. очень теплая и действительно живая церковь.










@темы: энергокруиз, Работа, Походы-поездки, Кондопога