Hordan Kor
Per aspera ad penem
Маэстро не прилетел. Москва задержала вылет по причине нелетной погоды, и художник, как сообщили в музее, сел в самолет только часов в 15, когда назначено было время пресс-конференции. Не успел живописец и на церемонию официального открытия своей выставки. А через некоторое время выяснилось, что художник даже не воспарил над облаками. В смысле, самолет так и не вылетел, и в Петрозаводск мастер не прибыл.



А его так ждали - собрались министры, члены правительства, парламента, представитель президента РФ на Северо-Западе... Министр культуры - святое дело. Без министра здравоохранения уж всяко не обойтись на выставке живописи и графики. Первый заместитель главы Карелии и свежий спикер местного парламента, даже карельский конгрессмен в Госдуме РФ пришла полюбопытствовать - все говорит о масштабности и раскрученности личности самого модного художника современной России. И это не говоря о карельских мастерах кисти и палитры, пришедших приветствовать именитого коллегу, и прочие члены карельской богемной тусовки. А он не прилетел. Это стало, пожалуй, главным разочарованием события.


Во всем остальном, можно сказать, персональная выставка Никаса Сафронова, открывшаяся в Музее изобразительных искусств РК, стала действительно событием для культурной жизни Карелии. И совершенно не важно, действительно ли художник - признанный мастер кисти или не более чем успешный продукт современной поп-культуры, удачно раскрученный модный бренд. Споры об этом не прекратятся, наверное, никогда. Одни воспевают Сафронову хвалу и искренне восторгаются его талантом, другие скептически взирают на его работы с высоты собственного тонкого вкуса, воспитанного классической художественной школой, и считают художника примерно тем же, чем являются поп-коллективы от "Фабрики звезд" для преподавателя консерватории. Но в любом случае неизменно одно: работы Сафронова не оставляют зрителя равнодушным. Современника всегда сложно ценить так же, как классика, и истинный талант артиста раскрывается для зрителя лишь спустя многие годы.


Впрочем, в данный момент во мне говорит критик. Во-первых, "лицом к лицу", как известно... Эти картины еще не покрылись пылью лет, не приобрели вкус времени. Поэтому и смотришь на них как на интересный эксперимент, а не как на масштабные произведения искусства. А во-вторых, лично мне все же сложно ценить картины, написанные по фотографиям. А таких у Сафронова большинство. С детства нам внушали, что произведение должно быть писано исключительно с натуры, а фото не передает душу. Художник просто не видит глаз человека, портрет которого пишет, и писать по фотографии - все равно что делать копию другой картины. Копирование - это тоже своего рода искусство, и мастерски изготовленная копия вполне способна встать рядом с оригиналом по уровню художественной ценности. Но все равно это будет вторичный материал. Если художник заявляет себя как мастер такого уровня, то...



Ну не нравится мне Сафронов, что уж кривить душой. Признаю его талант, рисовать он действительно умеет - и вовсе не потому, что окончил художественную школу. Однако, по моему убеждению, умение рисовать человека в данном случае несколько теряется под маской какой-то... попсовости, что ли... В картинах очень четко ощущается, что Сафронов осознает величину своей популярности, а не собственный талант. А популярность, как не раз показала практика, способна задавить любой талант. Сейчас нет страны, где не было бы известно это имя. Разве что бушменам в саваннах Калахари ничего оно не скажет. Автора более тысячи работ можно назвать одним из самых модных и известных российских живописцев нашего времени. Но серьезный вопрос: это оттого, что он действительно мастер кисти, или просто раскрученный бренд? Основная часть его работ находится в частных собраниях и музеях России и Европы. Западными коллекционерами куплено более 800 его холстов, и среди владельцев такие звезды, как Алла Пугачева, Софи Лорен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Мадонна, Михаил Горбачев, Никита Михалков. Но честное слово, я бы не купил, даже если бы были деньги. Если бы подарил лично, то, пожалуй, принял бы - все-таки дарителя надо уважать. "За все благодарите" - сказано в Писании. А для дарителя лучшая благодарность - это принять дар. Впрочем, вряд ли Никас позволил бы себе презентовать свою картину какому-нибудь зрителю в Петрозаводске.



Никас Сафронов создал портреты Дмитрия Медведева, Владимира Путина, президентов США, Турции, Азербайджана, Туркмении, Украины, королей Испании, Иордании, Брунея и прочих важных персон. И список имен, которые у всех на слуху, очень длинный. Но, будь я известным человеком, вряд ли стал бы ему позировать.


Кстати, портрет короля Иордании можно увидеть на выставке. Всего в музее ИЗО представлено более 80 работ. Посетители смогут увидеть одну из двух передвижных выставок Сафронова, которая прибыла из Калининграда. Вторая сейчас работает в Омске. Персональные выставки художника всегда становятся ярким событием культурной жизни страны, собирая тысячи любителей живописи, поскольку диапазон художественных пристрастий Сафронова очень широк. В залах музея представлены как традиционная живопись, так и графика, модернизм и абстракция. Очень много портретов звезд кино и эстрады, как зарубежной, так и российской. И рядом с ними - пейзажи, зарисовки, картинки из жизни. Просто фантазия человека, который умеет и любит рисовать. И, естественно, как уж без обнаженки! Она, родимая, тоже присутствует, хоть и в единственном числе.



Выставка будет работать все праздничные дни до 15 января. Кстати, если хотите, картины продаются. Мадонне Никас Сафронов предлагал ее портрет за 70 тысяч долларов. Певица вздумала было отказаться, мол, она не покупает картины более чем за 20 тысяч. А художник ответил, что единственное, чем может прокормить себя художник - это его картины. Поэтому либо так, либо никак. В итоге Мадонна приобрела картину за 50 тысяч. В конце концов, раз уж Мадонна выторговала себе хорошую скидку, чем мы хуже?


@музыка: Nina Hagen

@темы: Работа, Походы-поездки, Кошмар бардак и безобразие, Интересности